НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
Я хочу поговорить с
вами о разных стилях танцев. И первый
стиль о которым мы сегодня поговорим это народные танцы.
Украинские народные
танцы такие : Бычок, Гопак, Журавль, Казачок, Коломыйка, Метелица, Танок,
Трепак, Хоровод.
Бычок — традиционный белорусский и русский[1] танец.
Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный или быстрый. Известен в нескольких
хореографических вариантах: наиболее древний близок к хороводам, в которых
танцоры имитировали бодания бычков; поздние приближаются к кадрили; встречаются
сольные импровизированные варианты. Бычок мог быть составной частью
белорусского обряда «Женитьбы Терешки»,
где выполнялся под частушки; например на Витебщине пели:
Ах, матулечка, бычка, бычка, бычка,
Разгулялася дачка, дачка, дачка,
Ах, матулечка, цялушачка,
Разгулялася дачушачка.
Разгулялася дачка, дачка, дачка,
Ах, матулечка, цялушачка,
Разгулялася дачушачка.
Русские «Бычок» танцуют под
звуки балалайки и песню того же названия[1].
Танец распространён в России
и по всей Белоруссии[2].
Гопак (от укр. гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же
глаголы гопати — топать, гопкати —
прыгать) — национальный украинский танец[1]. Музыкальный размер гопака — 2/4. Характерной
чертой является демонстрация силы, ловкости, героизма и благородства. Танец
импровизационного типа. Двигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости.
Девушки их поощряют к всё новым трюкам, а затем танцуют лирическую часть. В
финале гопак вновь бурный, искрометный и темпераментный[3]. К специфическим чертам гопака следует отнести шпагат в
прыжке ("разножка"), когда ноги и руки разносятся в разные стороны.
Также присутствует фигура «ползунок», когда танцор в присядке опирается сзади
на руки и выбрасывает ноги вперед, перемещаясь по сцене.
Журавль (белор. Журавель) — белорусский, казацкий, русский, украинский танец-игра,
где главным персонажем выступал «журавль»[1][2][3]. Исполняется под музыку с размером 2/4 или 4/4[1][4]. Происходит от хоровода и является одним из древнейших
славянских танцев[2]. До XIX века представлял собой часть магического обряда на
свадьбах[5], также связан с колядованием[4].
Казачо́к — русский и украинский народный танец. Среди разновидностей
казачка выделяют украинскую, русскую, кубанскую и терскую. Общий настрой танца
живой, веселый, бодрый и задорный. Музыкальный
размер 2/4. Танец схож с гопаком, однако содержит меньше акробатических моментов и носит
более лирический (а не боевой) характер.
Коломыйка (укр. коломийка) — украинский народный карпатский танец и плясовая песня, выступающая
сопровождением к танцу или существующая отдельно от него; традиционный жанр
украинской народной музыки.
Время возникновения точно не
установлено, однако название указывает на место возникновения: город КоломыяИвано-Франковской
области Украины. Оставаясь на
первых порах городским, танец приобрёл большую популярность в окрестных с
Коломыей городах в середине XIX века.
Коломыйковый стих
песни — силлабический, состоит из двух строк по 14 слогов (или из четырёх
строк: 8 + 6 + 8 + 6). Характерен не только для коломыек, но и для
исторических, бытовых, балладных и прочих украинских народных песен. Им очень
часто пользовался Т. Г. Шевченко[1]. Коломыйковым стихом написан также Гимн Украины.
Метелица — русский, украинский и белорусский
народный игровой танец с быстрой сменой фигур и многообразными кружениями,
напоминающими метель[1][2]. Метелица — танец зимних гуляний
молодёжи, который обычно устраивался на праздник на сельской площади или на
замёрзшем пруду.
Танцоры кружатся в
стремительном хороводе, изображая метель. Метелицу исполняют вместе с пением
или только под музыку. Хоровод «метелицы» построен на одном-двух несложных
движениях. Ведущая пара увлекает за собой всю вереницу танцующих то по кругу,
то восьмеркой, то «улиткой», а иногда закручивает всех в «сугроб», скученный в
центре.
Тано́к (от слова танцевать[1]) — древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры, вид хоровода[2]. Основной областью распространения танков (как и карагодов)
являются центральные и южные районы Курской области, северо-восток Белгородской
области (бассейн реки Псёл)[3]. У украинцев кроме игрового народного танца, танок может вообще означать любой танец[4].
Трепа́к (от «трепать»[1]) — старинная русская пляска, распространённая также на
Украине[2]. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные
движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение
рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет
много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в
отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.
Хорово́д (харагод, курагод; арх. ходеци[1]; ю.-рус. карагод, танок, круг, улица; белор. карагод; польск. korowód) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий
в себе элементы драматического действия.
Распространён в основном у славян, но встречается
(под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских
народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у
других народов: ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др.[2] Определённое
сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол[3] и менуэт.
Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на
открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в
основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью
Комментариев нет:
Отправить комментарий